Впервые, хотя это не установлено точно, этот термин упомянут в нидерландском «Социально-культурном отчёте» (1996). В том же году в ноябре месяце в периодическом журнале «Философия» в статье под названием «Вот, идут Итсеры» сообщалась о том, что сокращается количество людей, которые проявляют интерес к религии. При этом количество людей, верящих в какую-то неизвестную силу увеличивается: в 1991 году их было 2%, а в 1996 – 22% (данные «Социально-культурного отчёта», 1996). Истеры признают, что не верят в общепринятого христианского Бога, но при этом считают, что «должно что-то быть». Голландская ежедневная газета «Trouw», проведшая опрос общественного мнения в октябре 2004 года, выяснила, что 40% читателей газеты – итсисты.
В Нидерландах данное слово стало известно после использования его в телевизионной программе политическим обозревателем Рональдом Пластерком (позже стал Министром образования, культуры и науки Нидерландов).
Отличие взглядов итсистов от агностиков заключается в том, что агностики не верят в то, что неизвестно, а итсисты считают, что есть что-то большее, и поэтому мы не можем знать.
Бог в религиозном либерализме представляется некой сущностью (существует вне мира) или коллективная духовная сила (существует в пределах мира) (в буддизме существуют подобные представления.).
Слово «истизм» в октябре 2005 года было включено в 14-й выпуск голландского словаря «ванн Дале». Из нидерландского проник в английский.