Сознание, которым наделён любой человек, есть средоточие всего нашего опыта: это наша скрытая глубинная природа; сознание обусловливает все наши деяния и аффекты. От него происходят наши радости и наши страдания. Постичь его - значит узнать, чем мы являемся в действительности. Буддийское учение является само по себе знанием об освобождении от обусловленности и связанных с ней иллюзий и страданий.
Буддийское учение как "наука о сознании" имеет универсальный, вневременной характер и выходит за рамки конкретных культур, ведь процесс познания нашего сознания, который предлагает Дхарма, доступен и актуален для каждого существа.
Наивысшее познание как непосредственное переживание.
Буддизм не есть догма, которой следует подчиняться, - это, прежде всего, практическое Учение. Речь не идет о том, что нужно следовать неким догматам, которые априори даны как истина. Буддийский путь предоставляет возможность опыта, который в итоге выйдет за пределы понятийного мышления и других обычных форм двойственного познания.
Бытует традиционное образное сравнение буддийского учения с пальцем, который указывает на луну, но объект этого сравнения скрывается от своего обозначения и лишь простаки могут принять указывающий перст за саму луну. Значит, нельзя изложение Учения понимать как собственно истину. С точки зрения Дхармы ценность нравственной традиции заключается в ее возможности выходить за границы собственных формулировок. Какого бы рода ни были эти положения - метафизические, философские или теологические – по сути, они лишь отправная точка, с которой начинается путь к раскрытию опыта, лежащего вне построений ума, необъяснимому и непосредственному опыту.
Знание, предлагаемое Дхармой, непосредственное и мгновенное. Оно мгновенное в том смысле, что полнота постижения существует в данный момент времени, и в том смысле, что оно не нуждается в интерпретациях ума и концептуальном мышлении. Обычное познание осуществляется посредством образов и представлений. Оно концептуальное и дискурсивное. Это познание представляется ценным и необходимым, но оно относительно, ибо его возможности ограничены. Когда мы говорим, что оно относительно, мы подразумеваем, что оно не может выйти за пределы, которые имеют название барьера двойственности. По природе своей концептуальное познание двойственно. Это познание субъекта, который познает что-то иное, т.е. объект, схватывая его посредством понятийного мышления.
Здесь очень важно понять, что это двойственное и концептуальное познание не является единственным возможным способом познания; есть и другой путь постижения - непосредственный и мгновенный. Он предполагает прямое проникновение субъекта в объект: это «недвойственное» переживание, оно не зависит от представлений о наблюдателе и наблюдаемом; это знание вне представлений ума. В Дхарме это и называется наивысшим знанием.