Ему дали имя «принц Сиддхартха Гаутама», что значит «тот, кто добился своей цели». Когда он появился на свет, было предсказано, что принц или станет всемирным правителем или Буддой (Просветленным). Это зависело от того, предастся ли он превратностям жизни — с обретениями и потерями, восхвалением и порицанием, славой и неизвестностью, наслаждением и болью. Предполагалось, что самостоятельно постигнув три составляющие жизни, то есть болезни (ограничения), старения (распада) и смерти (обязательного конца всех составных вещей), он будет глубоко обеспокоен последствиями, которые существуют в человеческой жизни. Много лет король Шуддходана следил за тем, чтобы принц не столкнулся с этим, так как он не хотел, чтобы сын усомнился в истинной природе жизни. Окруженный каждодневными удовольствиями и роскошью, принц был огражден от неприятной стороны жизни. Как только Гаутаме исполнилось шестнадцать лет, его отец устроил ему свадьбу с Яшодхара, шестнадцатилетней кузиной. Через некоторое время она родила мужу сына Рахулу. Сиддхартха Гаутама провел двадцать девять лет своей жизни как принц Капилвасту. Хотя отец и обеспечивал сына всем, что только ему может потребоваться в жизни, принц чувствовал, что материальные блага — это не конечная цель жизни.
Король отец всячески предостерегал сына от того, что ему было предсказано. Но всё равно не сумел уберечь сына. В соответствии с предсказанием принц Гаутама повстречал старого калеку, больного человека и похоронную процессию (по иной версии, он увидел разлагающийся труп). Затем он встретил нищего монаха саману. В результате первых трех встреч он осознал тленность жизни, а последняя встреча открыла ему безмятежную святость того, кто отрёкся от мира и кто освободил себя от его влияния.
В двадцать девять лет принц Гаутама решил уйти от мирской жизни, и в течение шести лет предпринимал очень строгие аскетические практики. В итоге он пришёл к тому, что самоотречение и голодание не есть истинный путь, и тогда он открыл Срединный Путь. Далее, в возрасте тридцати пяти лет, он достиг Просветления и стал Буддой (что в переводе и означает «просветлённый»). Сам Будда так говорил об этом: "Я зовусь Буддой, потому что я понял Четыре Благородных Истины".
В течение сорока пяти лет Будда излагал положения Дхармы тем, "кто имеет уши, чтобы слышать, глаза, чтобы созерцать и ум, чтобы понимать" — Дхарму, которая является прекрасной в начале, прекрасной в середине и прекрасной в конце. Он доносил до людей то, что каждый человек должен сам пройти Просветлённый путь в своей собственной жизни.
В возрасте восьмидесяти лет Будда вошел в Махапаринирвану, оставив Учение как наследство для последователей буддизма.