Индуистами могут быть только индусы по национальности (так утверждают брахманы (служители культа)), хотя реально среди них есть люди других национальностей. В индуизме несколько сотен книг считаются священными. Первая их группа называется шрути («услышанное»), вторая – смрити («запоминаемое»). Авторы – боги. Книги возникли вместе с появлением богов как знания. Они передали эти знания мудрецам (риши) и те их записали. По содержанию данные книги разделены на семь групп, первая из которых – Веды («Знание»), в которых содержатся религиозные песни, тексты заклинаний и описания религиозных обрядов.
С VIII в. «индусами» стали называть всех, кто не принял ислам, «хинду», распространявшийся в Индии. В нём сохранились многие элементы древнейших верований: поклонение явлениям природы, «священным» животным, культу предков. В индуизме не имеется централизованной церковной организации, его создание не приписывается какому-либо конкретному основателю. Допустимо различное толкование религиозных положений и существование сект.
регламентирует все права и обязанности человека от рождения до самой смерти, представляя собой сложный комплекс религиозных и философских воззрений. Большое место отводится обрядности.
На концепции тримурти основан индуизм. Брахмой создана Вселенная и все формы жизни. Номинально Брахма является главой трёх высших богов, но его культ практически отсутствует. Индуизм распадается на два основные течения т.к. индусы поклоняются двум богам – Вишну и Шиве.
Шива наиболее крупной сектой лингаянов почитается в виде линги т.е. фаллоса. С шивизмом также связано учение о шакти, творческой силе богов, которая олицетворяется в женском образе (Дурга, Парвати, Кали, Ума и др.).
С вишнуизмом, которое является другим направлением индуизма, связано учение о периодическом появлении Вишну на земле в различных воплощениях, которые называется аватары.
В качестве десятого аватара Вишну в пантеон индуизма включён Будда. Индуисты в России убеждают обывателей по аналогии с этим в том, что Иисус Христос якобы тоже является одним из воплощений восточного божества. Этим изобретением они привлекают в свою секту.
Вера в вечность и богодухновенность Вед и цикличность существования Вселенной, где движение идёт по нисходящей линии, вера в вечность и ничтожность души, которая странствует (сансара) характерна для всех направлений индуизма. В жизни человека по закону воздаяния (карма) есть четыре главные цели: дхарма – исполнение религиозных, семейных и общественных правил, артха (польза, дело) – приобретение и правильное использование материальных ценностей, кама – удовлетворение чувственных стремлений, главным образом чувственной любви, мокша – освобождение от цепи перерождений.