Иудаизм помог евреям сохранить свою идентичность в условиях отсутствия государства. Включив в себя исторические, обрядовые, национальные и религиозные элементы, он регламентировал поведение и влиял на жизнь. Иудаизм вобрал в себя историю евреев, переработал и адаптировал обычаи других рядом живущих народов.
ИСТОРИЯ
Еврейская религия в зачаточном виде (обожествление сил природы, вера в демонов, духов, уважение умерших) существовала ещё ок. 2000-1600 до н.э. То, что существует верховный Бог, как сказано в Библии, впервые признал Авраам, покинувший свою семью и проповедовавший новое верование. В 15 в. до н.э. Моисей придал иудаизму более сложные черты – учреждение ритуалов и моральных законов (10 заповедей), шатёр, как знак присутствия Бога.
После захвата Ханаана, сыны Израилевы, испытывая влияние местных религиозных обычаев, создали культ, в который входили праздники, жертвоприношения и святилища со жречеством. Распространения религия достигла благодаря пророкам, которые выступали против жертвоприношений. После падения Иудейского царства (586 г. до н.э.) из-за нахождения в изгнании демократичная синагога противопоставляется Храму, появляется молитвенное богослужение, вытеснившее жертвоприношение. Позже синагога стала местом изучения Торы (Закона), задачу толкования которой приняли учёные-книжники, престиж которых возрос т.к. они успешно боролись за национальную и религиозную чистоту. Книжникам приписывается разработка трёхчастного канона Библии (Танаха).
Саддукеи и фарисеи оформились во 2 в. до н.э. Саддукеи были опорой династии Цадокидов и поддерживались священством и знатью. Фарисеи придерживались традиций книжников, признавали Устную Тору, признавали учение о том, что душа бессмертна. Последователи фарисеев таннаи (учителя), амораи (толеователи) и савораи (разъясняющие) создали Талмуд (собрание документов), состоящего из двух частей.
От 600 до 1050 г. длился период гаоната, связанный с названием учёных гаонов, возглавлявших академии в Суре и Пумбедите, школы Вавилонии. Их учения выходили за пределы Талмуда. В связи с этим возникла секта караимов, отвергавших Талмуд. Им не удалось стать влиятельной силой.
Иудаизм повлиял на еврейскую философию. Саадия Гаон в «Книге верований и воззрений» впервые дал философское осмысление положений иудаизма. О гармонии разума и истин, которые получены через Откровения, учил М. Маймонид в трактате «Наставник колеблющихся».
На протяжении веков иудаизм подвергался нескольким попыткам пересмотра. Окрепли подобные движения к нач. 19 века – в Германии появилось движение, названное реформаторский иудаизм. Оно преследовало цель приспособить религию к современным условиям: реформировать службу (ввести орган, смешанный хор, пение немецких религиозных гимнов), исключить из молитв упоминания о возрождении древней еврейской родины. Самуэль Хольдхайм выступал за денационализацию иудаизма. Ортодоксальное движение, представленное Самсоном Рафаэлем Гиршем, говорило, что идеи иудаизма и общечеловеческого гуманизма не противостоят друг другу, а трудности возникают из-за незнания иудаизма. Большинство верующих придерживалось умеренных позиций, которые высказывал З. Франкель, который считал религия должна остаться неизменной.
Самым популярным стало движение за восстановление еврейского государства, появившееся во 2-й половине 19 в. (1897) и названное сионизмом. Его организатор Т. Герцль считал, что для этого необходима поддержка остального мира. Мечта евреев осуществилась 14 мая 1948 года, когда было провозглашено Государство Израиль.