В предыдущих главах мы разобрали две религии, осталась третья, которая не так сильно получила распространение как две другие, но всё же безусловна была интересна народу.
Главной религией в Древнем Китае было - конфуцианство. Конфуцианство, как и сикхизм, не создало никакой базы для происхождения современного культа, потому что центральной была этическая часть, которая касалась вопросов нравственного развития. Эта религия настолько ускорилась в своём распространении, что после смерти Конфуция (создателя религии) император произвёл ритуал и объявил его великим человеком.
Религия распространялась в Китае, самой большой стране по численности населения. Кроме того, буквально каждый четвёртый в мире - китаец, не в зависимости, где он живёт.
Впервые в V в христианство проникло на территорию Китая, но не осталась там надолго. В XVI в. в Китае появились миссионеры-католики. Однако их миссия тоже не увенчалась успехом. В XIX в. начались евангельские миссии в Китае. И, несмотря на то, что в это время католики старались укрепиться в стране, большинство людей стало христианами. После изгнания миссионеров рост Церквей должен был спасть, однако он наоборот стал расти.
Ранняя жизнь Конфуция
Основателем конфуцианства, стал Конфуций. Родился он в очень бедной, но благородной семье. Настоящее имя его - Чжу Конг. После того как он стал известным философом, его ученики дали ему имя Конфуций.
Отец его умер сразу после рождения сына, и всё воспитание легло только на мамины плечи, до 15 лет Конфуций был обычным мальчишкой, любил охоту и рыбалку. После исполнения заветных 15 лет, он безоговорочно захотел получить образования. Исполнив свою мечту, он стал сборщиком подати, а когда его мать умерла, стал преподавать философию детям.
В 50 лет Конфуций уже был величайшим сановником в Лу. Однако чиновникам вынудили его отказаться от поста, 13 лет он был просто блуждающим философом.
Наконец, в 484 г правитель Лу, пригласил Конфуция вернуться домой. Время от времени правитель просил консультацию, ну а в промежутках, немолодой философ, занялся написанием пяти книг: «Книга песнопений» («Ши-цзин»), «Древняя история» («Шу-цзин») «Книга церемоний» («Ли-цзи»), «Анналы весны и осени» («Чун-цю») и «Книга перемен» («И-цзин»). Конфуций умер. Его учения никто из великих не принял, однако славу он все-таки обрёл, только немного позже.
Учение Конфуция
Учения Конфуция вложена в пяти книгах, о которых мы уже неоднократно говорили, однако некоторые считали, что книги не его, что он не является писателем, а всего лишь отредактировал их. Кроме того, после смерти Конфуция его ученики так же переписывали книги, что свидетельствует о том, что все четыре книги не являются настоящими носителями философии.
Учения Конфуция, так же описано в четырёх книгах его учеников.
Это учение трудно назвать религиозным. Скорее всего, она представляет философию всего, в том числе и самой религии. Однако именно религии он отвёл меньше всего, самый большой материал философии принадлежит жизни людей.
Пять добродетелей и роль главной из них - «ли»
Во время Конфуция велись войны, его главной задачей стало установление мира на земле при помощи пяти добродетелям. Самым важным добродетелям Конфуций считал «жэнь» ( доброта или человечность), заключающаяся в том, чтоб жить в благо другим.
Для пояснения добродетельства, Конфуций взял в пример дерево. «Жэнь» (человечность) - это корни дерева, «йи» (справедливость) - его ствол, «ли» (идеальное поведение) - ветви, «жи» (мудрость) - цветы и, наконец, «хсинь» (верность) - это сами плоды. Добродетель «ли» должна сыграть самую важную роль во взаимоотношениях людей- так считал Конфуций.
Отношение Конфуция к предкам
Конфуций рассказал, что большое почтение "Ли" получило у предков. Он приводил в пример многих вождей. Китайский философ верил в то, что истинной цивилизации можно достичь только путем морально-нравственных улучшений природы человека. Для того чтобы каждый человек нашёл своё место в жизни, он не должен рассчитывать на рождение в благородной семье, а должен самосовершенствоваться.
Правила пяти великих взаимоотношений
Для достижения нравственности Конфуций предлагал выполнять пять правил::
1. Хорошее взаимоотношение как отца к сыну, так и сына к отцу.
2. Хорошее взаимоотношение старших братьев к младшим и наоборот.
3. Правильное отношение мужа к жене и послушание жены мужу.
4. Человеческое отношение старших к младшим и младших к старшим.
5. Великодушное отношение правителей к своему народу и народа к своему провителю.
Сыновнее благочестие и осознание своего места
Поскольку в Китае установлено уважительное отношение младших к старших, Конфуций всячески пытался это поддерживать. Это отношение заключалось в повиновении сына отцу и в верности своей семье. Сын до смерти отца должен чествовать его, а после смерти старшего брата и т.д.
Для того чтоб это правило выполнялось в Китае, каждый должен был знать какие надежды возлагать на каждого члена семьи. Незнание этих правил, или же его несоблюдение повергнет разум людей в хаос.
Конфуций всё же понимал, что принудительным путём привести людей к проявлению добродетели нельзя. И учил всех находить золотую середину, что избавит и предостережет людей от хаоса.
Отношение Конфуция к религии
Конфуций не отвергал религию. Даже наоборот выполнял ритуалы и приносил жертвы предкам. Однако он хотел быть полезным обществу, однажды ему задали вопрос, обязательно ли нести предкам жертву, на что Конфуций ответил: «Не научившись служить людям, можно ли служить духам?» Это и есть его мудрость. Однако, несмотря на эти высказывания, именно он переписывает «Книги перемен», которая использовалась Китайцами для гадания.
Взгляды Конфуция на политику
Конфуций учил, что именно правительство должно проявлять благосклонность и добрату к народу, вследствие чего, народ последует его примеру и будет делать так же.
Философы Мэн-цзы и Хань Фэй-цзы
После смерти Конфуция известнейшими философами стали - Мзн-цзы и Фэй-цзы.
Мэн-цзы считал, так же как и Конфуций. Его известное изречение гласит: «Как вода в природе течет вниз, так и человек по своей природе добр».
Хань Фэй-цзы отвергал эту идею. Он считал, что человеку воле неволе может совершить зло. Поэтому он нуждается в воспитании и законах. Традиции, ритуалы и многое другое способно сдерживать человека от зла. По его мнению, древние правители знали об этом и поэтому установили ряд правил, которые удерживали людей.
Культ Конфуция в Китае
Хотя оба эти вероучения были господствующими в Китае, конфуцианство всё же по сравнению с даосизмом занимало наивысшее положение. На протяжении большого времени именно оно было основной религией Китая. В это время официально был принят культ Конфуция. Не признанному при жизни ему создавали титулы и награждали званиями.
Заключение
Конфуций был прав в том, что этика должна существовать в народе. Именно в Ветхом Завете апостолы призывали только к добру. Однако выдвигаемый ими постулат, о том, что по природе люди добры, весьма сомнителен.
И напоследок сделаем вывод: Основными чертами конфуцианства являлось: 1) вера в трансцендентный моральный закон Дао, 2) вера в то, что человек по природе добр, 3) вера в способность человека достичь нравственного совершенства своими силами, т. е. в самосовершенствование, 4) умаление значения сверхъестественного. Однако сейчас вполне достаточно людей, которые не прислушиваются к Богу, а только к своему культу личности.
Читайте также из раздела: