Конфуцианство: религия морального самосовершенствования

Оцените материал
(0 голосов)
Конфуцианство: религия морального самосовершенствования Конфуцианство: религия морального самосовершенствования
Конфуцианство и христианские миссии в Китае должны были работать среди населения, которое исповедует три религии: буддизм, даосизм  и конфуцианство.

В предыдущих главах мы разобрали две религии, осталась третья, которая не так сильно получила распространение как две другие, но всё же безусловна была интересна народу.

Главной религией в Древнем Китае было - конфуцианство. Конфуцианство, как и сикхизм, не создало никакой базы для происхождения современного культа, потому что центральной была этическая часть, которая касалась вопросов нравственного развития. Эта религия настолько ускорилась в своём распространении, что после смерти Конфуция (создателя религии) император произвёл ритуал и объявил его великим человеком.

Религия распространялась в Китае, самой большой стране по численности населения. Кроме того, буквально каждый четвёртый в мире - китаец, не в зависимости, где он живёт.

Впервые в V в христианство проникло на территорию Китая, но не осталась там надолго. В XVI в. в Китае появились миссионеры-католики. Однако их миссия тоже не увенчалась успехом. В XIX в. начались евангельские миссии в Китае. И, несмотря на то, что в это время католики старались укрепиться в стране, большинство людей стало христианами. После изгнания миссионеров рост Церквей должен был спасть, однако он наоборот стал расти.

Ранняя жизнь Конфуция

Основателем конфуцианства, стал Конфуций. Родился он в очень бедной, но благородной семье. Настоящее имя его - Чжу Конг. После того как он стал известным философом, его ученики дали ему имя Конфуций.

Отец его умер сразу после рождения сына, и всё воспитание легло только на мамины плечи, до 15 лет Конфуций был обычным мальчишкой, любил охоту и рыбалку. После исполнения заветных 15 лет, он безоговорочно захотел получить образования. Исполнив свою мечту, он стал сборщиком подати, а когда его мать умерла, стал преподавать философию детям.

В 50 лет Конфуций уже был величайшим сановником в Лу. Однако чиновникам вынудили его отказаться от поста, 13 лет он был просто блуждающим философом.

Наконец, в 484 г правитель Лу, пригласил Конфуция вернуться домой. Время от времени правитель просил консультацию, ну а в промежутках, немолодой философ, занялся написанием пяти книг: «Книга песнопений» («Ши-цзин»), «Древняя история» («Шу-цзин») «Книга церемоний» («Ли-цзи»), «Анналы весны и осени» («Чун-цю») и «Книга перемен» («И-цзин»). Конфуций умер. Его учения никто из великих не принял, однако славу он все-таки обрёл, только немного позже.

Учение Конфуция

Учения Конфуция вложена в пяти книгах, о которых мы уже неоднократно говорили, однако некоторые считали, что книги не его, что он не является писателем, а всего лишь отредактировал их. Кроме того, после смерти Конфуция его ученики так же переписывали книги, что свидетельствует о том, что все четыре книги не являются настоящими носителями философии.

Учения Конфуция, так же описано в четырёх книгах его учеников.

Это учение трудно назвать религиозным. Скорее всего, она представляет философию всего, в том числе и самой религии. Однако именно религии он отвёл меньше всего, самый большой материал философии принадлежит жизни людей.

Пять добродетелей и роль главной из них - «ли»

Во время Конфуция велись войны, его главной задачей стало установление мира на земле при помощи пяти добродетелям. Самым важным добродетелям Конфуций считал «жэнь» ( доброта или человечность), заключающаяся в том, чтоб жить в благо другим.

Для пояснения добродетельства, Конфуций взял  в пример дерево. «Жэнь» (человечность) - это корни дерева, «йи» (справедливость) - его ствол, «ли» (идеальное поведение) - ветви, «жи» (мудрость) - цветы и, наконец, «хсинь» (верность) - это сами плоды. Добродетель «ли» должна сыграть самую важную роль во взаимоотношениях людей- так считал Конфуций.

Отношение Конфуция к предкам

Конфуций рассказал, что большое почтение "Ли" получило у предков. Он приводил в пример многих вождей. Китайский философ верил в то, что истинной цивилизации можно достичь только путем морально-нравственных улучшений природы человека. Для того чтобы каждый человек нашёл своё место в жизни, он не должен рассчитывать на рождение в благородной семье, а должен самосовершенствоваться.

Правила пяти великих взаимоотношений

Для достижения  нравственности Конфуций предлагал выполнять пять правил::

1. Хорошее взаимоотношение как отца к сыну, так и сына к отцу.

2. Хорошее взаимоотношение старших братьев к младшим и наоборот.

3. Правильное отношение мужа к жене и послушание жены мужу.

4. Человеческое отношение старших к младшим и младших к старшим.

5. Великодушное отношение правителей к своему народу и народа к своему провителю.

Сыновнее благочестие и осознание своего места

Поскольку в Китае установлено уважительное отношение младших к старших, Конфуций всячески пытался это поддерживать. Это отношение заключалось в повиновении сына отцу и в верности своей семье. Сын до смерти отца должен чествовать его, а после смерти старшего брата и т.д.

Для того чтоб это правило выполнялось в Китае, каждый должен был знать какие надежды возлагать на каждого члена семьи. Незнание этих правил, или же его несоблюдение повергнет разум людей в хаос.

Конфуций всё же понимал, что принудительным путём привести людей к проявлению добродетели нельзя. И учил всех находить золотую середину, что избавит и предостережет людей от хаоса.

Отношение Конфуция к религии

Конфуций не отвергал религию. Даже наоборот выполнял ритуалы и приносил жертвы предкам. Однако он хотел быть полезным обществу, однажды ему задали вопрос, обязательно ли нести предкам жертву, на что Конфуций ответил: «Не научившись служить людям, можно ли служить духам?» Это и есть его мудрость. Однако, несмотря на эти высказывания, именно он переписывает «Книги перемен», которая использовалась Китайцами для гадания.

Взгляды Конфуция на политику

Конфуций учил, что именно правительство должно проявлять благосклонность и добрату к народу, вследствие чего, народ последует его примеру и будет делать так же.

Философы Мэн-цзы и Хань Фэй-цзы

После смерти Конфуция известнейшими философами стали - Мзн-цзы и Фэй-цзы.

Мэн-цзы считал, так же как и Конфуций. Его известное изречение гласит: «Как вода в природе течет вниз, так и человек по своей природе добр».

Хань Фэй-цзы отвергал эту идею. Он считал, что человеку воле неволе может совершить зло. Поэтому он нуждается в воспитании и законах. Традиции, ритуалы и многое другое способно сдерживать человека от зла. По его мнению, древние правители знали об этом и поэтому установили ряд правил, которые удерживали людей.

Культ Конфуция в Китае

Хотя оба эти вероучения были господствующими в Китае, конфуцианство всё же по сравнению с даосизмом занимало наивысшее положение. На протяжении большого времени именно оно было основной религией Китая. В это время официально был принят культ Конфуция. Не признанному при жизни ему создавали титулы и награждали званиями.

Заключение

Конфуций был прав в том, что этика должна существовать в народе. Именно в Ветхом Завете апостолы призывали только к добру. Однако выдвигаемый ими постулат, о том, что по природе люди добры, весьма сомнителен.

И напоследок сделаем вывод: Основными чертами конфуцианства являлось: 1) вера в трансцендентный моральный закон Дао, 2) вера в то, что человек по природе добр, 3) вера в способность человека достичь нравственного совершенства своими силами, т. е. в самосовершенствование, 4) умаление значения сверхъестественного. Однако сейчас вполне достаточно людей, которые не прислушиваются к Богу, а только к своему культу личности.

Читайте также из раздела:

Папство

Второе пришествие

ИОГАНН ФАУСТ

Прочитано 2524 раз

Поиск по сайту

Альтернативный поиск

Получайте сообщения
о новых статьях
на ваш E-mail

Альтернативный поиск

Меню
Напишите нам

Благодарим что вы с нами! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

+37533-904-00-77

Альтернативный поиск

  • 1-ostrovskay-diplom.jpg
  • 2-ostrovskay-diplom.jpg
  • 3-ostrovskay-diplom.jpg
  • 4-ostrovskay-diplom.jpg
  • 5-ostrovskay-diplom.jpg
  • 6-ostrovskay-diplom.jpg
  • 7-ostrovskay-diplom.jpg
  • 8-ostrovskay-diplom.jpg
  • 9-ostrovskay-diplom.jpg

Приглашаем пройти комплексное обучение скандинавской ходьбе в Вашем городе или на организованном тренинге в течении 1-2 дней под Бобруйском (Беларусь).

Записаться на обучение скандинавской ходьбе или задать вопрос можно по телефону

+37533-904-00-77

 

Вы решили бросить курить!

Поздравляем!

Это очень важное решение в вашей жизни.

Узнайте, когда в вашем городе будет организована программа "Дышите свободно" по телефону

+37533-904-00-77