Государственной религией он является в Афганистане, Ираке, Иране, Пакистане, Саудовской Аравии, АРЕ, Ливии, Тунисе, Алжире, Морокко, Судане и др. Пережитки ислама сохраняются среди некоторой части населения в Средней Азии, Казахстане, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Татарстане и Башкирии.
Ислам появился позже всех мировых религий в VII в. н.э. Его возникновение имело несколько объективных причин, связанных с социально-экономическими и культурными изменениями в жизни населения Аравии. К данным причинам относятся: разложение родоплеменного строя, упадок городов, кризис торговли, неблагоприятная международная обстановка. Это создало условия для объединения и создания политически устойчивого государства.
В интересах всего населения было создание прочного и длительного объединения страны, стабилизации её политического и экономического положения. Нужно было дать отпор чужеземным агрессиям, найти новые торговые пути. Чтобы их достичь нужно было идейное знамя, под которым началось объединение народных масс. Именно им и явился ислам.
Путь в монотеизму начался у арабов задолго до появления ислама, когда культы сильных племён становились обязательными для слабых племён. Несомненно, что на них оказали влияние иудаизм, христианство, зороастризм. В Мекке к началу VII в н.э. достигло наибольшего в Аравии могущества племя курейш. Влияние его распространялось на близлежащие города и оазисы. Возросло значение храма Кааба, расположенного в Мекке. Многочисленные племенные боги стали вытесняться Илахам – богом курейшитского племени. Именно он под названием «аллах» вошёл в ислам единым Богом.
С именем пророка Мухаммеда полностью связывают возникновение исламской религии буржуазные историки и мусульмане. Эта роль сильно преувеличена, хотя его активную роль в проповеди и распространении новой религии опровергать не следует. Несмотря на утверждение мусульманских богословов, Мухаммед не был чудотворцем. А легендарным персонажем он стал из-за усиленного раздувания его культа мусульманским духовенством и фанатичными верующими. Способствовало этому, однозначно, и возникший раньше культ мифического Христа и его деятельности. Пророк ислама не мог быть на этом фоне менее чудотворным, когда началась борьба за влияние религий. После смерти основателя ислама его биография стала похожа на жизнеописания пророков других религий и их основателей.
Ислам завоевал популярность не сразу, как и любое идеологическое течение. Большая часть Аравии подпала под власть ислама к концу 630 г. Ислам использовался в качестве идеологического оружия образовавшимся централизованным теократическим государством. С помощью его укреплялся новый общественный уклад и велось завоевание других территорий.