Имеются предположения, что данные слова произошли от арабского «суф» (шерсть), «суффа» («люди скамьи» - сподвижники Мухаммада), «сафа» (чистота) или «сифат» (свойство). Под термином «тасаввуф» подразумевается логическое завершение духовных поисков мусульманина, иррациональное знание и путь аскезы. На личность ослабляется влияние материального мира и проблем, связанных с ним, она направляется на путь постоянного духовного самосовершенствования, бескорыстного и преданного служения Богу через тасаввуф. Он помогает человеку развить скрытые способности души.
ТАСАВВУФ И ДРУГИЕ ИСЛАМСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тасаввуф – иррациональная исламская дисциплина, положения которой должны приниматься на веру. Методы тасаввуфа отличаются попытками дать объяснение аятам, отнесённые ортодоксами к непостижимым человеческим умом. Для суфиев важны сокрытые смыслы Корана и разные аллегории и иносказания. У них имеются подборки уважаемых толкований Корана и сборников хадисов. Их философия имеет особое отношение к исламскому праву (фикх). Суфизм придаёт законам возвышенность, которая не даёт ему закостенеть и превратиться в механическую систему.
ИСТОРИЯ ТАСАВВУФА
История суфизма условно разделена на три периода. Первый период назван зухда (аскетизм) и начинается с пророчества Мухаммада и деятельности первых его сподвижников, занимавшихся аскетизмом и духовной практикой. Мухаммад у суфиев послан Аллахом для указания пути духовного воспитания личности и общества на своём примере. Его образ жизни был аскетическим. Ко II-му веку формируются первые школы аскетизма – басрийская, медицинская, куфийская и хорасанская.
Второй период, названный тасаввуфа, характеризуется формированием теоретической базы, понятий и терминологии суфизма, были написаны первые фундаментальные теоретические труды, сформировалась терминология. Исследовались проблемы духовности человека, состояний его души, ступени на пути её совершенства и очищения, введены пантеистические понятия «фаны» (соединение и обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге) и «бака» (нахождение в Боге). В данный период сформировались разные суфийские школы – нишапурская, египетская, багдадская и сирийская.
Третий период, который назван периодом тарикатов, характеризуется оформлением различных сект (тарикаты), серьёзно влияющих на общественно-политическую жизнь мусульманского общества. Суфизм сближается с ортодоксальным исламом. Выдающийся философ Ибн Араби привёл в систему основные положения тасаввуфа и развил пантеистическую доктрину, ставшей одной из основных мировоззренческих основ многих суфийских сект.