Заявление о богословской и академической свободе

Оцените материал
(0 голосов)
Свобода боословская и академическая Свобода боословская и академическая
Церковь и ее учреждения   Свобода адвентистского пастора/работника, в дальнейшем именуемого «работник», основывается на богословской пред­посылке о том, что Бог ценит свободу, без которой немысли­мы любовь, истина и справедливость.

Любовь предполага­ет проявление привязанности и верности без принуждения; признание истины требует добровольного рассмотрения и принятия фактов и аргументов; справедливость требует ува­жения к правам и свободе личности. Присутствие этих эле­ментов внутри Церкви питает тот дух единства, о котором мо­лился наш Господь (Ин. 17:21-23; Пс. 132).

Адвентисты седьмого дня наследуют свое особое мировоз­зрение из Ветхого и Нового Завета. Они верят, что библейская истина и свобода совести играют жизненно важную роль в великой борьбе между добром и злом. Зло по своей природе нуждается для своего поддержания в обмане и лжи, а ино­гда — в использовании силы. Истина лучше всего произра­стает в обстановке свободы, убежденности и искреннего же­лания выполнять Божью волю (Ин.7:17; Пс. 110:10).

Следовательно, с административной практикой Церкви АСД вполне согласуется признание особого права работника на собственное исследование Библии с целью «все испытать» (1 Фес. 5:21).

Церковь проявила бы непоследовательность, если бы исповедовала о том, что истина и свобода не существуют друг без друга, и в то же время отрицала бы право своих работников свободное исследование любых притязаний на истину. Следовательно, это означает, что Церковь не препятствует по­искам истины, но побуждает своих работников и свои органи­зации серьезно исследовать Библию, чтобы правильно оценить значение открываемого ею духовного света (Пс. 118:130).

Хотя работник может свободно заниматься своими ис­следованиями, он не вправе предполагать, что его личная ограниченная точка зрения не нуждается в корректирую­щем влиянии Церкви, которой он служит, и в ее способно­сти разобраться в сути исследуемых вопросов. То, что ему представляется истинным, может рассматриваться другими верующими в качестве заблуждения. Поэтому работники и члены Церкви призываются к согласию по существенным, важным вопросам, чтобы в Теле Христовом «не было... раз­делений» (1 Кор. 1:10).

Свобода отдельного христианина является результатом его принадлежности к сообществу верующих во Христа. Согласно Библии, человек не свободен, если он лишен связи с Богом и другими людьми. Поэтому богословская истина должна под­тверждаться коллективными исследованиями и доказатель­ствами. Отдельный человек может побудить других верующих исследовать тот или иной вопрос, но только народ Божий и Его Церковь могут решать, что в свете Священного Писания истинно, а что ложно. Никто из работников или членов Церк­ви не может считать себя непогрешимым толкователем исти­ны для других людей.

Ввиду того, что ложные учения, губительные для жизни вечной, могут иногда появляться внутри самой Церкви (Деян. 20:29-31; 2 Петр. 2:1), единственной гарантией от этой угро­зы может быть отказ от принятия и поощрения любой новой доктрины или нового толкования до тех пор, пока этот вопрос не будет представлен на рассмотрение опытных, искушенных братьев, ибо «народ... при многих советниках благоденствует» (Притч. 11:14).

Даже подлинное понимание работником сути истины может оказаться неприемлемым для Церкви после первого сообщения работника о своих открытиях. Если предлагаемая доктрина вызывает глубокие разногласия, то ее не следует преподавать или проповедовать, пока описанным выше спо­собом не будет дана ее оценка. Сами апостолы иллюстрируют пример такого подхода (Деян. 15:2, 6; Гал. 2:2). Будет безот­ветственно, если работник воспользуется предоставленной ему свободой, чтобы навязывать точку зрения, ставящую под угрозу единство церковной организации, которое в такой же мере является частью истины, как и сформулированные по­ложения вероучения (см. Флп. 1:27; Рим. 15:5, 6).

Кроме того, работники должны проводить различие меж­ду доктринами, которые нельзя ставить под угрозу, не нару­шив Евангелие в контексте трехангельской вести, и другими учениями, не получившими поддержки Церкви. Примером проведения подобного различия может служить решение, принятое на совещании апостолов и пресвитеров в Иеруса­лиме (Деян. 15). Апостол Павел был заинтересован в том, что­бы утвердить истину о христианской свободе в евангельском учении для язычников. И как только этот принцип был Цер­ковью принят, он согласился пойти на уступки в менее важ­ных вопросах (Рим. 14:5-13) ради единства верующих. Тот, кто предусматривает определенное время, необходимое для воплощения того или иного принципа или новой истины в повседневной жизни Церкви, проявляет уважение к целост­ности Тела Христова.

Но где должна проходить граница между свободой и ответ­ственностью? Предполагается, что человек, принимаемый на работу в церковную организацию, воспользуется преиму­ществом ответственно и честно представлять дело Божье. Он должен разъяснять Слово Божье добросовестно, проявляя Христианскую заботу о спасении в вечности для тех, кто нахо­дится на его попечении. Такое преимущество исключает поощрение богословских взглядов, противоречащих принятой в церкви позиции.

Если работник не оправдает этого доверия. Церковь долж­на принять меры по поддержанию своей репутации (Деян 20:28-31) в той мере, в какой сообщество верующих под­вергается раздорам в связи с распространением взглядов противоречащих принятым в Церкви доктринам. В резуль­тате работник рискует потерять преимущества, которыми он пользуется. Это имеет место в особенности по той причине, что работник в своем служении Церкви ответственен за со­хранение в ней порядка и единства (Мк. 3:24, 25; Еф. 4:1-3; 1 Петр. 5:1-5).

Действуя в интересах подлинного развития духовного пони­мания (2 Петр. 3:18), Церковь предусматривает возможность выражения работником взглядов, отличных от общеприня­тых, если он считает их новым аспектом истины, который должен быть изучен компетентной комиссией. Выслушива­ние альтернативных мнений всегда способствует установле­нию истины. При этом такие мнения могут или укрепить и расширить понимание истины, или же будет разоблачена их фальшь, что подтвердит правильность существующих точек зрения.

По этой причине для обеспечения беспристрастности и зрелости оценок административным органам необходимо придерживаться следующих принципов в тех случаях, когда складывается мнение, что взгляды того или иного работника противоречат церковному вероучению.

Принципы оценки мнений, расходящихся с общепринятыми и наложение взысканий на вероотступников в местных общинах, конференциях, учебных заведениях и иных церковных учреждениях.

Церковь сохраняет за собой право предоставлять работу только тем лицам, которые лично верят и привержены ее доктринальным принципам, сформулированным в документе «Ос­новные положения вероучения Церкви Адвентистов Седьмого Дня» (1980 г.). Таким лицам соответствующими церковными органами выдаются специальные удостоверения, определяю­щие этих лиц как действующих работников Церкви.

Являясь членами Церкви, эти сотрудники сохраняют обя­занность соответствовать условиям принадлежности к цер­ковному членству, изложенным в Церковном руководстве. В этом документе сотрудники церковной организации также рассматриваются как работники, получающие заработную плату.

Подразумевается, что наложение взысканий на сотрудни­ка церковной организации, который упорно продолжает рас­пространять взгляды, расходящиеся с вероучением Церкви, рассматривается не как посягательство на его свободу, но как вынужденная мера для защиты целостности и идентичности Церкви. Существуют как корпоративные права Церкви, так и индивидуальные свободы. Права, которыми пользуется ра­ботник, не предполагают выражения взглядов, которые могут нанести ущерб или разрушить саму церковную организацию, которая этого работника обеспечивает и поддерживает.

Несмотря на тщательную процедуру проверки и отбора кадров, могут возникать ситуации, когда богословские взгля­ды работника должны подвергнуться критическому анализу. Если необходимо провести такое разбирательство, то рекомендуется следующая процедура:

1. Неофициальные консультации между руководителем ор­ганизации и работником. Эти консультации должны прохо­дить в духе примирения, обеспечивающем для работника все возможности для свободного, открытого и честного вы­ражения его убеждений. Если эти предварительные беседы свидетельствуют о том, что работник отстаивает доктринальные взгляды, расходящиеся с признанными положениями адвентистского вероучения, и не склонен воздерживаться от распространения, руководитель организации должен пере- ^зть этот вопрос на рассмотрение Исполнительного комитета •конференции/учреждения, который затем поручает изучить обившуюся ситуацию специальному комитету.

Во время консультаций между руководителем организации и работником понимание этим руководителем рассматривае­мого вопроса определяет варианты предпринимаемых административных действий:

  1. Если работник начинает консультации добровольно и со­общает руководителю организации о своих сомнениях по богословским вопросам, а также если он готов свободно обсуждать вопрос о распространении им своих сомнений и взглядов, то рекомендуется действовать следующим образом:
  1. Работник продолжает исполнять обязанности на зани­маемой должности, а не позднее, чем через шесть меся­цев, представляет письменный отчет о своей позиции.
  1. Если в течение указанного срока вопрос разрешается удовлетворительным образом, то никаких дальнейших действий не требуется.
  1. Если вопрос разрешить не удается, то Исполнитель­ный комитет конференции/учреждения, где работник осуществляет служение, организует разбирательство этого вопроса специальным комитетом (см. ниже со­став и обязанности этого комитета).
  1. Если работник активно способствует распространению своих взглядов, расходящихся с церковным вероучением, в резуль­тате чего руководитель организации вынужден начать кон­сультации, рекомендуется действовать следующим образом:
  1. Работник, по усмотрению Исполнительного комите­та конференции/учреждения, или остается на своей должности, получив ясное указание воздерживаться от частного или публичного изложения своих взглядов, или на период разбирательства отправляется в адми­нистративный отпуск.
  1. Исполнительный комитет конференции/учреждения, где работник осуществляет служение, организует раз­бирательство данного вопроса специальным комите­том (см. ниже состав и обязанности этого комитета)-

2. Состав и обязанности специального комитета.

  1. Специальный комитет, в состав которого — по согласова­нию с ближайшей вышестоящей организацией — входят выбранные Исполнительным комитетом конференции/ учреждения коллеги данного работника, рассматривает и выносит решение по доктринальному вопросу.
  1. Работник письменно представляет специальному комите­ту до начала его заседания изложение своих доктринальных взглядов. Во время рассмотрения данного вопроса работник должен быть доступен для дискуссий с членами комитета.
  1. Специальный комитет проводит свою работу серьезно, проявляя целеустремленность, безупречную честность и скрупулезную беспристрастность. После тщательного рассмотрения спорных вопросов комитет представляет Исполнительному комитету конференции/учреждения подробный письменный отчет о ходе дискуссий со своими рекомендациями. В том случае, если в комитете не было достигнуто единодушия по обсуждаемым вопросам, к ука­занным документам должно быть также приложено особое мнение меньшинства его членов:
  1. Если специальный комитет приходит к заключению, что взгляды работника совместимы с Основными положе­ниями вероучения Церкви Адвентистов Седьмого Дня, то дальнейших действий не требуется. Если, однако, бо­гословская позиция работника противоречит вероучению Церкви Адвентистов Седьмого Дня, то специальный ко­митет должен обсудить свои выводы вместе с данным ра­ботником и рекомендовать ему:
  1. Повторно проанализировать свои богословские взгля­ды в надежде на то, что это позволит устранить возник­шие богословские расхождения.
  1. Воздерживаться от распространения своих доктриналь­ных воззрений, противоречащих вероучению Церкви.
  1. Если работник проявляет неспособность примирить свои богословские взгляды с позицией Церкви и считает, что совесть велит ему отстаивать собственную точку зрения как в частном порядке, так и публично, то специальный комитет должен рекомендовать Исполнительному комитету изъять у работника его удостоверение.
  1. Если работник открыл новое положение, которое специальный комитет признает убедительным, то точка зрения работника должна быть рассмотрена должностными лицами унионной конференции (должностными лицами дивизиона/Генеральной Конференции, если работник осуществляет служение в учреждении, принадлежащем дивизиону/Генеральной Конференции), а затем с соответствующими рекомендациями должна быть передана на рассмотрение в Институт исследования Библии при Генеральной Конференции для окончательного решения.

е.

3. Порядок апелляции.

  1. Работник, выражающий сюе несогласие, может подать апелляционную жалобу и выступить на заседании апелляци­онного комитета, состоящего из семи членов и создаваемого Исполнительным комитетом униона (Исполнительным ко­митетом дивизиона, если работник осуществляет служение в учреждении, принадлежащем дивизиону/Генеральной Кон­ференции). Председателем этого комитета является прези­дент унионной конференции или лицо, им назначенное, а в число его членов входят секретарь Пасторской ассоциации униона, два представителя от Исполнительного комитета дивизиона/Генеральной Конференции, руководитель кон­ференции/учреждения и двое коллег работника, выбранных из числа представленных им пяти кандидатур.
  1. Любые рекомендации апелляционного комитета унионной конференции (апелляционного комитета дивизиона, если работник осуществляет служение в учреждении, принад­лежащем дивизиону) передаются на рассмотрение Испол­нительного комитета унионной конференции/дивизиона. Должностные лица унионной конференции/дивизиона че­рез руководителя унионной конференции/дивизиона изве­щают работника о своем коллективном решении.

с. Любые рекомендации Исполнительного комитета унионной конференции/дивизиона пересылаются в Исполнительный комитет конференции/учреждения, который принимает окончательное решение относительно служения работника. (1. Работник может подать еще одну (последнюю) апелля­ционную жалобу, обратившись в Исполнительный коми­тет дивизиона Генеральной Конференции, на территории которого он проживает. Решение этого органа является окончательным, и о нем уведомляется Исполнительный комитет конференции/учреждения, где работник осуще­ствляет служение, е. Во время разбирательства, рассмотрения вопроса и апел­ляции работник должен воздерживаться от публичного об­суждения затрагиваемых проблем.

Академическая свобода в высших учебных заведениях церкви Адвентистов Седьмого Дня

Всякое обучение и преподавание осуществляется в рамках восприятия сущности окружающего мира, человека, знаний и ценностей. Работа христианского высшего учебного заве­дения основывается на принципе, уже с давних пор поддер­живающем любое высшее образование, — убеждении в том, что наилучшее образование достигается в тех случаях, когда интеллектуальное развитие осуществляется в обстановке, в которой библейские концепции занимают центральное место среди целей образования. Так обстоит и с целями адвентист­ского образования.

В колледжах и университетах Церкви АСД, как и в любых высших учебных заведениях, важнейшее место при определении целей образования занимает принцип академической свободы. Этот принцип отражает веру в свободу как неотъ­емлемое право в демократическом обществе, в частности, в академической среде. Он служит гарантией того, что преподаватели и студенты будут иметь возможность осуществлять задачи обучения, научных исследований и преподавания при минимальных ограничениях. Данный принцип распростра­няется на те профессионально преподаваемые предметы, для которых свобода особенно необходима в процессе поиска ис­тины. Он также предполагает атмосферу открытости научных исследований, которая требуется в академическом сообщест­ве ради обеспечения добросовестности и полноты образова­тельного процесса.

Для церковных колледжей и университетов академическая свобода приобретает дополнительный смысл. Она не менее, а даже более важна, чем в светских учебных заведениях, ибо необходима для благополучия самой Церкви. Это возлагает ответственность на христианских преподавателей, которые должны быть организованными, надежными и зрелыми уче­ными, занимающимися исследовательской, педагогической и издательской работой в рамках своих профессиональных знаний без постороннего принуждения, но с должным учетом характера и целей учебного заведения, ведавшего им соответ­ствующие удостоверения, и с заботой о духовных и интеллек­туальных нуждах студентов.

Поэтому колледжи и университеты Церкви Адвентистов Седьмого Дня разделяют принципы академической свободы, повсеместно считающиеся важными в сфере высшего образо­вания. Эти принципы делают возможным организованный и творческий поиск истины. Они также признают тот факт, что свобода никогда не бывает абсолютной, но подразумевает со­размерную ответственность. Следующие принципы академи­ческой свободы формулируются с учетом ответственности и уделяют особое внимание ограничениям, необходимость ко­торых связана с религиозными целями христианского учеб­ного заведения.

Свобода

1) Свобода слова. В то время как право на личное мнение представляет собой часть наследия сотворенного Богом чело­века, преподаватель, принимаемый на работу в адвентистский колледж или университет, признает наличие определенных границ для выражения своих взглядов.

Представляя свою специальность, он должен осознавать, что общественность будет судить о его профессии по сделанным им высказываниям. Следовательно, ему следует быть собран­ным, уважать чужие мнения и проявлять необходимую сдер­жанность. В тех случаях, когда он не выступает от лица своего учебного заведения, ему надлежит ясно об этом указывать. Вы­ражая свои личные взгляды, он не должен забывать о том, как это повлияет на репутацию и цели учебного заведения.

2)  Свобода научных исследований. Ученый-христианин про­водит научные исследования в контексте своих религиозных взглядов и с позиций христианской этики. Он может беспре­пятственно заниматься этими исследованиями, отвечая за свои действия, а также должным образом соблюдая общест­венную безопасность и приличия.

3)  Свобода преподавания. Преподаватель осуществляет свою профессиональную деятельность и излагает свой предмет в рамках мировоззрения, упомянутого во вступительном абзаце настоящего документа. Являясь специалистом в конкретной области, он имеет право на свободное И честное обсуждение своего предмета во время учебных занятий. Он, однако, не должен включать в преподаваемый предмет спорные вопро­сы, не связанные с учебной тематикой. Академическая свобо­да — это свобода поиска знаний и истины в пределах специ­альности данного преподавателя. Она не дает разрешения на выражение спорных мнений по вопросам, не относящимся к этой специальности, и не освобождает преподавателя от от­ветственности за учебный процесс.

Коллективная ответственность

Подобно тому, как необходимость академической свободы имеет особое значение для церковного учреждения, ограничения этой свободы отражают особые интересы этого учения. Первоочередной обязанностью преподавателей и руководителей учебного заведения, а также руководителей Церкви является поиск и распространение истины. Следую­щей их обязанностью является необходимость совместных консультаций в тех случаях, когда результаты академических исследований имеют отношение к вести и миссии Церкви.

Истинный ученый, проявляющий смирение в поисках ис­тины, не отказывается ознакомиться с результатами и прислу­шаться к советам своих коллег. Он признает тот факт, что они также находят истину. Он учится у них и активно обращается к ним за советом в случае выражения мнений, противореча­щих общепринятым церковным взглядам, ибо заинтересован в том, чтобы в Церкви было согласие.

С другой стороны, от церковных руководителей ожидается, что они будут способствовать развитию атмосферы христи­анской сердечности, когда ученый не будет ощущать угрозу, если выводы, к которым он пришел, отличаются от традици­онных взглядов. Поскольку динамическое развитие Церкви обусловлено продолжающимися исследованиями посвящен­ных ученых, президент, совет попечителей и руководители Церкви должны их защищать не только ради блага этих уче­ных, но также во имя истины и благополучия Церкви.

Исторически сложившаяся доктринальная позиция Церкви формулируется на сессиях Генеральной Конференции и пуб­ликуется в Ежегоднике Церкви Адвентистов Седьмого Дня под рубрикой «Основные положения вероучения Церкви АСД». Предполагается, что преподаватели церковных учебных заведе­ний не будут учить истинам, противоречащим этим фундамен­тальным положениям. Они обязаны помнить, что истина — это не единственный плод полемики и дискуссий; результатом мо­жет быть также раскол. Преданные Церкви ученые проявляют осмотрительность в представлении концепций, которые могут угрожать единству Церкви и эффективности ее работы.

Помимо Основных положений вероучения бывают выво­ды и интерпретации, которые порождают в Церкви расхож­дения во мнениях, не затрагивающие, однако, отношение

верующих к самой Церкви или ее миссии. Высказывая свое особое мнение, преподаватель должен делать это честно и беспристрастно, ясно выражая свою верность Церкви. Он должен стремиться проводить различие между гипотезами и фактами, между основными и второстепенными вопросами.

Когда возникают вопросы, связанные с проблемой акаде­мической свободы, каждый университет и колледж должен следовать ясно сформулированным процедурам разрешения подобных противоречий. Эти процедуры должны предусмат­ривать рассмотрение возникшей проблемы коллегами по рабо­те, возможность апелляции и рассмотрение проблемы на уров­не совета попечителей. Следует максимально позаботиться о том, чтобы обеспечить справедливость и беспристрастность принимаемых решений, а также защиту прав преподавателя и целостности учебного заведения. Такая защита — это не только требование справедливости, но также вопрос создания и под­держания коллегиальности в данном колледже или универси­тете. Это также защита от тех, кто оказывает разрушительное влияние, от людей подобострастных и обманщиков.

Реализация документа

Рекомендуется, чтобы вышеприведенное Заявление об академической свободе было представлено профессорско-преподавательскому составу и совету каждого университета и колледжа его руководством в качестве основы для подготовки в самом учебном заведении соответствующего документа об академической свободе.

 

Данное Заявление было утверждено и принято на Годичном совещании Исполнительного комитета Генеральной Конференции Церкви АСД в Вашингтон 11 октября 1987г.

Также читайте другие заявления:

Заявление об исторической позиции церкви АСД в отношении принципов воздержания и принятия пожертвований

Заявление об исторической позиции церкви АСД в отношении принципов воздержания и принятия пожертвований

Духовное возрождение и социальные перемены

Прочитано 1503 раз

Поиск по сайту

Альтернативный поиск

Получайте сообщения
о новых статьях
на ваш E-mail

Альтернативный поиск

Меню
Напишите нам

Благодарим что вы с нами! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

+37533-904-00-77

Альтернативный поиск

  • 1-ostrovskay-diplom.jpg
  • 2-ostrovskay-diplom.jpg
  • 3-ostrovskay-diplom.jpg
  • 4-ostrovskay-diplom.jpg
  • 5-ostrovskay-diplom.jpg
  • 6-ostrovskay-diplom.jpg
  • 7-ostrovskay-diplom.jpg
  • 8-ostrovskay-diplom.jpg
  • 9-ostrovskay-diplom.jpg

Приглашаем пройти комплексное обучение скандинавской ходьбе в Вашем городе или на организованном тренинге в течении 1-2 дней под Бобруйском (Беларусь).

Записаться на обучение скандинавской ходьбе или задать вопрос можно по телефону

+37533-904-00-77

 

Вы решили бросить курить!

Поздравляем!

Это очень важное решение в вашей жизни.

Узнайте, когда в вашем городе будет организована программа "Дышите свободно" по телефону

+37533-904-00-77