В то время как в Англии была только одна национальная Церковь. После реформирования церковь в Англии существенно не поменялась. Все это не стремится доказать то, что в этой стране не было борьбы различных течений. Они были, однако не являлись главенствующими.
В 1560-1570 года Германия была пропитана борьбой различных движений. С одной стороны это было Лютеранство, с другой Кальвинизм, а с третьей Римо-Каталичество. Все три религии имели право на существовании и боролись за него. Требовалось выявить в каждой из этих движений различия и выставить их в удобном свете. Эти функции смогла выполнить доктрина. Период, в котором особое значение уделяется понятию доктрины называется «периодом ортодоксальности».
Лютеранство и Кальвинизм во многих понятиях имели похожие моменты. Германия требовала каких-то различий между этими понятиями, потому что внешне они ничем не отличались: обе основывались на Евангелие, а не человеческие традиции, да и доктрины были практически одинаковыми кроме одной - доктрины предопределения. Она являлась основным критерием в различии двух течений.
Никлас Луман активно занимался исследованием доктрин и считал, что доктрина являлась основным спасителем религии от угрозы других схожих движений. Именно благодаря доктрине представители определенного течения могли выражать свои особенности и не сливаться с другими сообществами. Лютеранство является ярким примером правильного использования доктрин. В Англии же нельзя увидеть широкое распространение доктрин, т.к. там течению не нужно было отстаиваться свои приоритеты с другими движениями: оппозиция в этой стране была неприемлема.
Позиция Англии насчет Церкви никак не изменилось и в эпоху правления Елизаветы I. В Англии должна была по всем законам существовать только одна Христианская Церковь – это Церковь Англии, она имела монополию в государстве, такие течения, как Лютеранство, Кальвинизм и Римо-Каталичество просто не допускались в стране. Елизавета I поволновалась о том, чтобы у нее не было соперниц. Поэтому применение доктрин в государстве не имело основательной почвы, т.к. нечего было отделять и негде было искать различия, потому что существовала только одна церковь.
Елизавета была очень мудрой правительницей и полностью изолировала свою страну от доктринальных вопросов. Понятно, что распространение доктрин привело бы к расколу Церкви на части, а значит и расколу государства на различные сферы влияния, что привело бы к ослаблению государственной власти и недостаточному контролю за ситуацией. Она всеми способами ограждала свое государства от таких моментов, т.к. это сделало бы Англию слабой и уязвимой.
Таким образом, Германия является более удачным примером распространения религиозных идей в Европе, т.к. Англия находилась часто в изоляции от новых идей, течений и изменений в религии, что во многих случаях являлось причиной религиозных войн, поэтому это государство не следует принимать в особое внимание при изучении распространения идей Реформации в европейских странах.
Также читайте: