Провал или успех Реформации во многих городах зависел от социальных и политических факторов, т.к в этот период многие города добивались автономии и хотели стать маленькими обособленными государствами со своими законами и правилами.
Начало шестнадцатого века сопровождалось нарастанием социальных разногласий и противоречий во многих городах в связи с растущими требованиями местного правительства. Реформации в такое время была как никогда кстати. Люди нуждались социальных и религиозных реформах. Однако нельзя считать, что Реформация стала одним из главных вопросов в жизни населения, поэтому в одних городах она имела успех, а в других терпела провал.
Одна из причин привлекательности Реформации в городах с местным управлением являлась распространение идеи возрождения сплоченности человеческого общества, которое было нарушено в пятнадцатом веке в связи с политическими изменениями. Лютеранское движение, например, призывало к возобновлению чувства общинности, в том числе и религиозной, когда многие люди жили с единой религиозной мыслью. Все это способствовало объединению населения и предотвращению традиционных разграничений.
Исходя из исследований во многих североевропейских городах распространение Реформации имеет схожие черты и обусловлены одинаковыми факторами.
Во-первых, реформаторские идеи являлись реакцией на народные бунты и движения за перемены. Примером такой ситуации являлся Нюрнберг, где местные власти принимали Реформацию, стремясь удовлетворить желания народа и тем самым манипулируя им. Во-вторых, принятие Реформации затрагивало политические, социальные и военные аспекты города и населения. Она могла способствовать разрушению договоров о торговле, если партнерами являлись страны-католики, в то же время это могло, наоборот улучшать внешнюю политику города. В-третьих, романтическое представление Реформатора, который побуждает к немедленному принятию его идей населением и которому это всегда удается, являлось нереалистичным, т.к. практически всегда распространение нового движения затруднялось из-за действия местных властей.
Однако очень часто реформаторские движения и власти городских советов часто взаимодополняли друг друга. Реформаторы были нужны местным советам для регулирования народного движения, хаоса и религиозного спокойствия среди населения, в то время как без властей Реформация не могла продвигаться в глубь города. Взаимоотношения власти и реформаторов находились на очень тонких гранях и в ситуациях противоречий всегда побеждал городской совет.
Прекрасным примером этих отношений является Женева. Добившись свободы власти, городской совет не намерен был поддаться влиянию реформаторский идей Кальвина. Ему пришлось покинуть город. Однако после этого в городе последовали хаос и противоречия во многих религиозных вопросах. Власти были вынуждены вернуть своего реформатора, после чего вновь в городе вновь установилось спокойствие.
Таким образом, социальный аспект Реформации является важным моментом в изучении реформаторских идей и движений.
Читайте также: