Люди вызывали недоверие у тех, кто придерживался этого движения, более того, люди просто-напросто не считали и не воспринимали это чем-то серьёзным, называя весь этот процесс бесцельным и бессмысленным. Некоторые даже оскорбляли всё то, что делали люди, которые придерживались схоластическому движению. Их мысли и наблюдения иронично представлялись публике, а все серьёзные темы переводились в обычную шутку.
Именно такая несерьёзность и ироничность привела к тому, что практически ни в одном учебнике схоластика не упоминалась, поэтому никому это понятие не знакомо. Давайте познакомимся с этим движением, которое можно даже назвать реформацией.
Само слово схоластика было придумано гуманистическими писателями, и вовсе не для того, чтобы сделать какой-то период самостоятельным и уважаемым, а даже для обратных целей. Учёные хотели показать своё пренебрежение ко всему, что могло входить в этот период: идеи, культуру, эпоху в общем. То же самое мы можем наблюдать, например, в названии «Средние века», когда писатели придумали это название лишь для того, чтобы показать, что это переходный этап между двумя великими периодами. Так же и в этом случае, писатели того времени хотели показать, что они с презрением и недоверием относились к этому периоду, движению.
В отличие от всех других периодов, про которые мы можем прочитать в любой из исторических книг, схоластике нельзя дать точное определение, однако, единственное, что мы можем сказать, это то, что схоластика – это движение, имевшее своё начало в средние века и развивающееся с 1250 по 1500 год. Это движение, что самое главное, основывается на вере. То есть, другими словами, целью этого движения было найти ответ на существование и цели веры, именно поэтому гуманисты не очень жаловали всё это.
Это было время, когда, так называемые «Тёмные времена» закончились, и в Западной Европе снова началось развитие всех областей деятельности. Богословие тоже стало развиваться и расширяться, появилось несколько новых богословских школ во Франции. В этот период существовало две темы: первое – это то, что надо ещё больше расширять пространство богословия, а второе – показать всю серьёзность и разумность богословия. Всё больше и больше людей присоединялось к этим темам и были за то, что надо расширять и углублять богословие.
Люди ориентировались на Аристотеля, как называемого «философа философов», чьи идеи стали основополагающими в богословии. Несмотря на то, что большинство людей было против всего этого, данное движение всё же поддержали такие известные личности, как Фома Аквинский и Дунс Скот, которые также поддержали идеи Аристотеля и пришли к выводу, что именно его идеи как нельзя лучше подходят для развития богословия. Именно поэтому некоторые из известных «доказательств» бытия Божия, которые составил вышеупомянутый Фома Аквинский, были основаны не на христианском богословии, а на идеях Аристотеля.
Примером этого является теория Фомы Аквинского, в которой сказано, что человека, который движется, заставляет совершать это движение нечто другое, или же кто-то другой. Другими словами, существует причина того или иного движения, но абсолютно каждое движение по его словам имеет как цель, так и причину.
Исключением Дунс Скот назвал лишь ангелов, которые, как он утверждал, могли независимо от чего-либо совершать свои движения. Однако вернёмся к движениям, которые, по словам Фомы, имели причину. На этом не останавливается, так как Фома утверждал, что и эти причины имеют свои, другие причины, а те, соответственно, ещё причины и так далее. Следовательно, по его словам, существует бесконечное количество причин, которые производят любое движение. Но всё же в начале всего этого должна стоять первопричина. И это первопричина, как утверждает Фома, лишь одна, то есть на каждое движение существует одна и та же первопричина.
Этой первопричиной является сам Бог. Однако и сам Фома не считал данное заключение точным, так как существовало мнение, что Бог Аристотеля и Бог христианства значительно отличаются. Эту идею поддержал даже Мартин Лютер.
Это и был лишь один из многочисленных примеров схоластики. Порой, чтобы доказать свою точку зрения, учёным схоластического движения приходилось немало работать и находить множество причин и доказательств, чтобы доказать свою теорию. Примером этого является упорство Дунса Скота, который нашёл целых пятнадцать значений латинского слова «ratio» (разум), чтобы показать свои взгляды на его роль в богословии.
Не смотря на то, что большинство людей скептически относились к схоластике, она получила развитие и распространение в средневековых университетах, и, более того, оказала большое влияние на становление этих университетов. Конечно, в это время схоластика имела намного более ограниченное пространство сферы деятельности, нежели гуманизм, который был очень популярен в университетах этого времени. Всё потому, что схоластика имела меньше тем для развития, и, в то время, как гуманизм затронул и культуру, и искусство, и историю, и образование, схоластика лишь пыталась достучаться до тех, кто был заинтересован в диалектике. Тут то и началась вражда между гуманизмом и схоластикой. Происходили даже восстания и бунты гуманистов против движения «схоластики». Это привело к тому, что люди не только стали больше недолюбливать схоластику, но и даже некоторые студенты намеренно избегали университетов, где существовала схоластика, предпочитая этому гуманитарию. Таким образом, влияние схоластики уменьшалось, если не сказать исчезло, даже в пределах университета.
Однако благодаря некоторым людям, таким как Мартин Лютер, схоластика не исчезла в некоторых странах, и, например, в то время как она была в упадке в Швейцарии, в Германии она продолжала развиваться, больше всего в Эрфуртском университете, где учился вышеупомянутый Мартин Лютер. Лютер был просто обязан обратить внимание на схоластику и бороться за её развитие, как богословский реформатор, и так как ему пришлось работать с ней, он просто-напросто не мог относиться к ней несерьёзно и с презрением, как это делали в Швейцарии.
Это показывает, насколько различались в те времена взгляды и точки зрения разных стран, в частности Швейцарии и Германии.
Читайте также:
Реформация, её вклад в историю человечества