С помощью соблюдения аспектов садханы ученик осознаёт вездесущность божественного и наполненность его истиной при любых обстоятельствах. К необходимым аспектам относятся крепкая вера, приверженность путь и почитание учителя. К освобождению ведёт то знание, которое получено от гуру. Ритуалы, мантры, разные техники – это только вспомогательные средства. Они устраняют факторы, которые искажают Реальность.
В разных школах методики имеют особенности. Различные подходы к садхане столетиями совершенствовались мастерами Тантры. На достижение высшей самореализации и возможного освобождения были направлены все пути. Подавляющее большинство текстов Тантр посвящены ритуальной практике. Ритуалы могут быть внешние, а могут быть связаны с «внутренним жертвоприношением» (антар-йога). Йогу самотрансформации составляют эти две формы.
СЕМЬ НАПРАВЛЕНИЙ В «ЙОГА-СУТРЕ»
Семь направлений обозначаются в краткой форме. Под «Яма» подразумевается моральный запрет, который реализуется в не причинение зла, правдивости, честности, целомудрии, бескорыстии. Под «Ниямой» подразумевается самоограничение, под которым понимается соблюдение чистоты, терпимость, аскетизм, а также учение и поклонение Господу. «Асана» - это поза, которая помогает противостоять атакам противоположностей (холод и жара, влажность и сухость). Под «Пранаяма» понимается осуществление контроля за дыханием, что расширяет жизненную энергию. Подавление чувств подразумевает «Пратьяхара». Под «Дхарана» понимается концентрация, сосредоточение внимания на обратном объекте (мантра или графическое изобращение божества). «Дхаяна» - медитация, которая представляет глубокую внутреннюю сосредоточенность, которая переходит к целостному сознанию. Полное слияние с объектом медитации является последним направлением, названным «Самадхи» (экстаз).
ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЗАНЯТИЯ
В ежедневные занятия входят практики: «вливание» жизненной силы (ньяса), черех которую тело человека становится телом божественным; очищение элементов; мыслительное и физическое поклонение личному божеству, которое сопровождается чтением мантр и огненным жертвоприношением (хомой).
Поклонения могут быть предприняты статуе божества или более абстрактнуму образу – янтре или мандале. Это низшая форма. На следующем уровне читаются мантры и поются хвалебные гимны. Далее, предпоследней из четырёх форм, предписано йогическое созерцание личного божества. Высшая форма поклонения – полное отождествление с божественным. Все различия исчезают.
Если в ходе практики обучающийся совершает ошибку, он должен исполнить ритуал, названный «прайвш-читта». Также может быть прочитана мантра или совершен более сложный обряд.